Ниже приведены свидетельства шести человек, которые лично знали Вочмана Ни. То, что они написали о нём, основано на их знании и личном опыте на протяжении многих лет.
- Самуил И. Л. Чен (шурин)
- Вей Кванши (одноклассник)
- Чен Учен (обучающийся)
- Доктор Чен Юлан (близкий товарищ)
- Элизабет П. Радемахер (западная миссионерка)
- Уитнесс Ли (соработник)
Самуил И. Л. Чен, шурин
Его взаимоотношения с Вочманом Ни
Бабушка Вочмана Ни и моя бабушка были одноклассницами в школе. Их дружба положила начало взаимоотношениям между нашими двумя семьями. Наши отцы тоже были одноклассниками, а также наши сестры, и в своё время мы с ним посещали одну и ту же школу. Однако наши взаимоотношения были не просто дружбой, которая возникает между людьми в мире, это были взаимоотношения, которые существуют между двумя христианскими братьями. Эти взаимоотношения между нами продолжались на протяжении многих лет. Именно благодаря общению с Вочманом Ни в 1927 году мне стало ясно моё спасение. В 1934 году он женился на моей сестре, но хотя он и стал моим шурином, наши взаимоотношения продолжали основываться не на семейных узах, а на наших взаимоотношениях в Христе.
Уверенность в спасении благодаря Вочману Ни
Мои духовные взаимоотношения с Вочманом Ни начались, когда я получил уверенность в спасении. Он преподнёс мне Христа в Духе, приведя меня в настоящее и живое наслаждение уверенностью в спасении. Он просто спросил меня: «Ты спасён?» Я ответил: «Не знаю». Он снова спросил: «Почему ты не спасён?» Я опять ответил: «Не знаю». Тогда он спросил: «Ты веришь в Ин. 3:16?» Затем он разбил этот стих на фразы: «Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына». Он спросил: «Ты веришь в это?» Я ответил: «Да, я верю в это». Он спросил: «Ты веришь, что всякий, кто верит в Него, не погибнет, а имеет вечную жизнь?» Я сказал: «Да, я верю и в это». Он спросил: «Ты спасён?» Я ответил: «Не знаю». Тогда он твёрдо сказал мне: «Но это сказал Бог. Если ты не веришь тому, что Он говорит, ты делаешь Его лжецом!» Эти слова убрали покрывало с моего сердца и оживили мой дух. Я сразу же почувствовал помазание внутри и полностью поверил, что спасён.
Получение служения от Вочмана Ни
Несколько раз, когда у меня возникали личные проблемы, я шёл к Вочману Ни за помощью. Он ни разу не упрекнул меня. Он мог просто спросить: «Что ты усвоил от Господа?» Он помог мне понять, что всё происходит под рукой Бога и работает на благо, чтобы сообразовать меня с образом Его Сына (Рим. 8:28-29).
Однажды мою жену отвезли в больницу на операцию. После операции враг напал на неё с обвинениями, и она начала думать, что умрёт. Это дошло до Вочмана Ни, и он с моей сестрой пошёл навестить её. Он понял, что она находилась под клеветой врага и послужил ей стихом Отк. 12:11: «И они победили его благодаря крови Агнца и благодаря слову своего свидетельства, и они не любили свою душу-жизнь вплоть до смерти». Затем он позвонил мне и исповедался, что его неспособность помочь мне быть сохранённым в Господнем общении дала врагу основание напасть на мою жену. Он попросил у меня прощения за эту неспособность. Он полностью понимал, что битва касалась не только моей жены, но что для битвы были необходимы муж и церковь. Вот почему он попросил у меня прощения. Он понимал: чтобы бороться с врагом, мне необходима церковь, и с его стороны было упущение, которое заключалось в том, что он не смог быть единым со мной. Однако я сказал ему, что это не его вина, всему виной были моё недостаточное посвящение и моя любовь к миру. Именно это дало основание врагу. Я тут же покаялся Господу. В тот момент, когда я покаялся, враг оставил мою жену, и Господь дал ей покой. На следующее утро когда мать Вочмана Ни пришла помолиться с ней, она смогла петь хвалы Господу и наслаждаться Господним сладким помазанием. Этот случай показывает, что Вочман Ни знал Божьи пути. Благодаря его духовной проницательности моя семья получила помощь и была приведена к полному союзу с Христом в нашей повседневной жизни.
Моё впечатление о Вочмане Ни
Вочман Ни был человеком, полностью пропитанным Господом. Он был человеком, живущим в Господнем присутствии. Его предрасположенность, характер и поведение были преобразованы благодаря годам, проведённым под совершенствующей рукой госпожи Маргарет Э. Барбер. Он мог слушать людей, не прерывая их. Он был человеком, чьё внутреннее существо было затронуто Господом, и тем, кто приобрёл много богатых переживаний, будучи подвергнут Господнему воздействию. Если бы не это, такому гению было бы чрезвычайно трудно поддерживать взаимоотношения с таким глупым, неразумным братом, как я. Позже, когда я тесно работал с ним, я видел, что он был способен слушать любого человека, не создавая у него впечатления своего превосходства. Он был преобразован до такой степени, что мог быть состроен с любым человеком, каким бы ни было у того состояние, не расстраиваясь из-за его недостатков или младенчества.
Когда я наблюдал за тем, как Вочман Ни работал, я никогда не видел, чтобы он пытался навязать свою власть. Скорее он сам показывал пример. Он вставал рано утром и работал в обычные часы. Он никогда не принимал ничего легковесно и не действовал небрежно. Он также не был ленивым. Он никогда не считал себя начальником, и он никогда не требовал от других того, что не делал сам. Он работал своими руками, уча других совместной работе с нежностью, любовью, терпением и сотрудничеством.
Сегодня большая часть христианства критикует его за его учение о церкви. Однако я могу засвидетельствовать, что его учение о церкви не было доктриной, теорией или неосуществимым планом. Он не только учил тому, что Бог открыл ему о церкви, он также осуществлял полученное откровение на практике. Хотя практику церкви в том виде, как Бог открыл её Вочману Ни, нельзя было увидеть в большом масштабе во время его жизни, сегодня она полностью оправдала себя. Её можно осуществить. Тысячи верующих сегодня могут засвидетельствовать, что живут в церковной жизни, полной действительности.
Вей Кванши, одноклассник
Несколько лет мы с Вочманом Ни были одноклассниками в колледже «Тринити», учебном заведении, основанном в Фучжоу англиканской церковью. Мы были хорошими друзьями и часто занимались и играли вместе. В средних и начале старших классов мы оба были номинальными христианами. У нас обоих было какое-то знание Библии, и мы внешне соблюдали обряды крещения, святого причастия, посещения церкви, изучения Библии и молитвы. Но мы так и не приняли в свои сердца Христа, который был распят за наши грехи и воскрес на третий день, и не знали Его как нашего личного Спасителя. Мы оба любили мир и стремились за суетой мира.
Вочман Ни стремился получить учёную степень в китайской литературе. Он часто писал статьи для газет. Деньги, которые он получал, он тратил на лотерейные билеты. Он любил ходить в кино. Я предпочитал спорт и желал славы и признания людьми.
На нашем первом году колледжа его жизнь внезапно изменилась. Он стал пылающим христианином и перестал стремиться за миром. Он часто свидетельствовал своим одноклассникам, увещевая их уверовать в Господа Иисуса. Многие одноклассники уверовали в Господа и начали добровольно молиться в часовне колледжа, даже в выходные. Он часто изучал Библию в классе, однако, похоже, это не влияло на его оценки. Он часто получал высшие отметки на экзаменах по каждому предмету. Жизнь многих студентов изменилась с принятием Господа, и директор общежития признал, что некоторые непослушные студенты, которые раньше нарушали школьные правила, приняли Господа, и в их жизни произошла большая перемена. В результате нарушения школьных правил случались намного реже.
Спасение благодаря Вочману Ни
Вочман Ни приглашал меня посетить несколько евангельских собраний, но я отказывался. В моём сердце было желание стать знаменитым в мире спорта. Однажды он пришёл ко мне в комнату и благовествовал мне лицом к лицу, побуждая меня принять Господа Иисуса как моего Спасителя. Хотя я пытался спорить с ним о каких-то религиозных проблемах, он не спорил, вместо этого он задал мне несколько вопросов: «Ты согрешил? Ты не знаешь, прощены ли твои грехи? Ты не знаешь, спасен ли ты?» В тот момент, не знаю почему, я почувствовал печаль в сердце. Позже я понял, что это была обличающая работа Святого Духа. Он благовествовал мне, объясняя, что Бог возлюбил меня и отдал за меня Своего единородного Сына и что, если я действительно поверю в Него, я не погибну, а буду иметь вечную жизнь. Когда он спросил меня, поверю ли я в Христа, я ответил «да». Мы вместе встали на колени и помолились. Он молился первым, затем помолился я. Я попросил Господа простить мои грехи и поблагодарил Его за любовь ко мне и моё спасение. Когда я встал, моё сердце было наполнено радостью и миром. Я пережил огромную перемену в жизни и принёс плод покаяния. Мое имя было одним из записанных в его молитвенном списке, и Господь ответил на его молитву. Слава Господу!
Восстановлен Вочманом Ни
В 1924 году я перевёлся в Нанкинский университет и попал под влияние модернизма. Моя вера поколебалась. В то время Вочман Ни жил в доме брата в Нанкине, выздоравливая после болезни. Я часто навещал его для общения, и он помог мне избежать влияния модернизма. После того как его здоровье улучшилось, я смог договориться, чтобы он благовествовал в Нанкинском университете. В результате его проповедования были спасены двое моих однокурсников.
Получение назидания от Вочмана Ни
В 1928 году, когда я собирался оставить университет, я думал о служении Господу полное время. Я не хотел быть проповедником на зарплате, но я не знал, как жить верой, поэтому я пошёл к Вочману Ни за общением. В то время он был достаточно одинок и очень нуждался в соработниках, у которых был бы тот же разум. Когда я поднял этот вопрос, он не стал небрежно воодушевлять меня служить Господу. На него не повлияли ни его потребность в соработниках, ни личные взаимоотношения между нами. Он просто сказал мне не ждать, пока воды Иордана разойдутся, а ступить в воду верой — тогда путь передо мной откроется. Он знал, что мне недостает такой веры. Я ждал перемены внешних обстоятельств, прежде чем я начну служить Господу. (Пятьдесят лет назад в Китае было трудно найти кого-либо, кто служил Господу верой, как Вочман Ни.) Поэтому я отложил мысль о служении Господу полное время и преподавал в колледже в течение восьми лет.
Весной 1934 году Вочман Ни проводил свою третью конференцию победителей в Шанхае. Утром он говорил о центральности и универсальности Христа. Днём он говорил о Божьих победителях. Благодаря его сообщениям на этой конференции Господь дал мне откровение, которое произвело большую перемену в моей духовной жизни. В результате я встал на конференции и впервые посвятил всю свою жизнь Господу. В то время я всё ещё преподавал в школе.
В 1935 году в Чифу брат Ни заново пережил излияние Святого Духа. После этого он провёл конференцию в Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь, и попросил меня быть там. Эта конференция помогла многим пережить излияние Святого Духа, и результатом этого было то, что у них появилась сила и дерзновение свидетельствовать о Господе. Он также проповедовал о секрете побеждающей жизни, который состоит в том, чтобы позволить Христу жить вместо нас, согласно свидетельству Павла в Гал. 2:20. Эта конференция принесла большое оживление.
Утверждение и назначение Вочманом Ни
В октябре 1936 года Вочман Ни проводил конференцию соработников в Кулансу, провинция Фуцзянь. Он послал мне телеграмму и пригласил меня приехать. К этому времени у меня была ясность в отношении призыва Господа, и я решил оставить свою работу учителя, чтобы жить верой и служить Господу. Когда я искал водительства Господа, я получил приглашение от брата Ни и сразу же понял, что это была воля Господа — чтобы я посетил эту конференцию. Я благодарен Господу за то, что на этой конференции мне представилась редкая возможность послушать свидетельство Вочмана Ни, которое я позже смог опубликовать в трёх статьях. В конце конференции брат Ни и другие соработники поручили мне начать работу в Кантоне, а позже — в Гонконге. В 1937 году Вочман Ни начал Господню работу в юго-западной части Китая, в городе Куньмин в провинции Юньнань. После того как там была воздвигнута церковь, он пригласил меня приехать и работать в этой местности. Я принял эту заботу и перевёз туда свою семью. Я работал там три года вплоть до моего возвращения в Гонконг в 1940 году.
После Второй мировой войны, когда Вочман Ни приезжал в Кантон или Гонконг, я пользовался случаем и искал его общения. Обычно я планировал задать ему несколько вопросов, но после небольшого общения с ним вопросы задавать не было нужды. В нашем общении я всегда получал обильное снабжение жизни.
Обучение у Вочмана Ни
В 1948 году у меня снова появилась возможность посетить конференцию в церкви в Шанхае. Брат Ни говорил о том, что мы должны передать себя и всё, чем мы владеем, Господу. Его слова были полны воздействия и силы Святого Духа, и собрания были полны Господнего присутствия. Многие были оживлены и отдали себя и своё имущество, чтобы быть состроенными вместе в служении Господу. На последнем собрании конференции, поскольку я уезжал в Фучжоу, брат Ни в присутствии всех собравшихся братьев и сестёр сказал мне на прощание следующее:
«Есть только один Христос, но из-за различных взглядов и акцентов работников кажется, что Христос был разделен на много Христов. Если работник не может являть другим одного Христа, которого Бог желает явить, его работа безуспешна. Сегодня многие сегодня тесно соприкасаются с Господом, в то время как другие просто теснят Его (Мк. 5:24). Наверное, кто-то коснулся Его спины, взял Его за руку или разорвал Его одежду; однако у них не было с Ним никаких взаимоотношений в жизни. Среди многих, обступивших Иисуса, женщина, страдавшая кровотечением, была не единственной больной, но только она была исцелена в жизни (Мф. 9:20-22).
Возможно, кто-то действительно знает Христа в Вифсаиде (Мк. 8:22-26), Христа в Гадаре (Мк. 5:1-20) или Христа в Эммаусе (Лк. 24:13-35). В их переживаниях они деиствительно увидели чудеса и знамения. Может быть, они сами собираются совершать чудеса. Однако, если нет действительного внутреннего откровения, ни одна из этих работ ни к чему не приведёт. Возможно, кто-то сможет с силой говорить другим о Христе в Эммаусе. Они могут истолковывать Писание и делать других горящими в сердцах, однако всё это ничего не стоит. Настоящая работа — это вкладывать Христа откровения в других. Я говорю эти слова не только брату Вею, но и всем соработникам и все подобным братьям и сёстрам. Если мы с вами не можем вкладывать Христа откровения в других, наша работа безуспешна.
Здесь мы видим, что работник Господень может занять два совершенно различных положения. Одно из них подчёркивает работу, истолкование Писания, чудеса, действия силы, ответы на молитвы и т. д. Другое преподносит людям Христа откровения».
В том же 1948 году с начала июня до конца сентября Вочман Ни проводил обучение на горе Кулин, провинция Фуцзянь, для совершенствования соработников со всего Китая. Я был на этом обучении. Каждый день мы проводили примерно семь часов, слушая брата Ни и принимая его служение. Это очень помогло мне в моём духовном понимании, а также в принципах работы для Господа…
Мой последний контакт с Вочманом Ни
В самом начале 1950 года Вочман Ни приехал в Гонконг. Вскоре к нему присоединился Уитнесс Ли. В прошлом очень редко получалось так, что оба эти брата одновременно посещали одну церковь. Их служение привело к большому оживлению в церкви в Гонконге. До этого на собрания приходило около трёхсот человек. В результате оживления число выросло до двух или трёх тысяч человек. На церкви в Гонконге было особое благословение.
Чен Учен, обучающийся
Спасён благодаря Вочману Ни
Впервые я познакомился с Вочманом Ни в Чифу, провинция Шаньдун, летом 1935 года. Мне был двадцать один год. Я вырос в христианской семье и учился в христианской школе. Хотя отец моей матери был пастором Свободных методистов, христианство производило на меня удручающее впечатление, и я стал атеистом. Однако Бог смиловался надо мной и познакомил меня с Вочманом Ни и Уитнессом Ли. Именно благодаря им я получил спасение.
Моя тётя, которая очень беспокоилась о моём спасении, нашла возможность представить меня Вочману Ни в гостиной Уитнесса Ли. Он начал благовествовать мне, и мы стали спорить о существовании Бога. Он привёл много доводов в доказательство существования Бога, но я спорил и говорил, что поскольку я не вижу Бога, я не могу поверить в Него. Тогда он спросил: «Ты что, всё можешь увидеть своими глазами? Ты что, отрицаешь существование чего-то просто потому, что не видишь этого? Например, в этой комнате есть электрические волны и воздух. Можешь ли ты отрицать их существование? Бог не физический; Бог есть Дух. Невозможно коснуться Бога своими глазами; необходимо использовать свой дух. Если ты ищешь Бога своим духом, ты найдешь Его». Тогда я спросил: «Как мне коснуться Бога моим духом?» Он ответил так: «Просто поговори с Богом из глубины, согласно своей нужде и внутреннему чувству».
Я пришёл домой и начал молиться согласно его наставлению. Благодарение Богу! Он ответил на мою молитву и изменил меня изнутри. В следующее воскресенье я пришёл на собрание. Уитнесс Ли благовествовал. Его слова были настолько сильными, что Господь смог покорить меня, освободить меня и ясно спасти меня.
Получение помощи благодаря его изданиям
После спасения я тайно посвятил себя Господу. Господь был настолько драгоценен и так прекрасен для меня, что я был готов оставить мир и служить Ему всю оставшуюся жизнь. Затем двенадцать лет я не видел Вочмана Ни, но продолжал получать помощь благодаря его духовным изданиям.
Обучение у Вочмана Ни
Я был обучающимся на первом обучении Вочмана Ни на горе Кулин, город Фучжоу, в 1948 году. Я был на этом обучении около четырех месяцев и получил от него большую помощь. Однажды после моего свидетельства Вочман сказал следующее:
«Брат Чен, вы сказали, что в духовных вещах вы часто чувствовали себя вялым, и нередко — сухим. Надеюсь, что отныне вы будете пренебрегать этими чувствами. Чувствуете вы себя вялым или нет, не обращайте на это внимание. Просто отдайте себя в руки Господа и верьте, что Он может позаботиться о вас и провести вас через это. Есть много проблем, которые мы не можем победить сами. Однако, когда мы созерцаем Господа и приближаемся к Господу, проблема исчезает.
Я приведу вам историю о сороконожке. Однажды, когда сороконожка собиралась сдвинуться с места, она осмотрела свои ноги, чтобы решить, какая должна идти первой. Сначала должна идти левая или правая? А, может быть, восьмая или десятая? Сороконожка застряла, пытаясь принять решение. Проблема разума стала проблемой практики. В конце концов, взошло солнце. Тут же сороконожка выбежала посмотреть на восход солнца, не думая о том, какая нога должна идти первой. Она забыла о том, как ходить, и просто пошла. Когда ушла проблема разума, исчезла и проблема практики.
Чем больше вы пытаетесь покончить с внутренней сухостью, подавленностью и вялостью, тем больше вы не можете победить их. Это становится проблемой, потому что вы делаете это проблемой. Если вы забудете об этом и оставите это, проблема исчезнет.
Иногда мы побеждаем проблему при помощи борьбы, а иногда — забывая её. Многое можно преодолеть, применяя силу. Но иногда проблему можно решить, просто забыв её. Хвалитесь своей слабостью и оставляйте борьбу и свои методы; тогда Его сила покроет вас.
Секрет в следующем: просите Бога показать вам хоть немного Его богатство и Его славу при помощи чтения Библии, молитвы, собраний и общения с братьями. Непроизвольно вы забудете всё остальное. Внутреннее наполнение приходит благодаря тому, что мы забываем, а забвение приходит благодаря соприкосновению с Господом. Стоит вам коснуться Господа, как вы больше никогда не будете смотреть на себя».
После его комментариев к моему свидетельству я задал ему следующий вопрос: «Я год болел туберкулезом, у меня даже была кровь в мокроте. Однажды пришло слово Бога, я получил веру, и болезнь была исцелена. Но иногда меня снова рвет, и опять появляются симптомы. Почему симптомы появляются вновь, и как мне победить это?»
Брат Ни ответил так:
«Что касается исцеления, мы должны уделять внимание трём вещам: 1) не искушайте Бога, 2) не принимайте эти симптомы, 3) верьте, что благодати достаточно.
У Тимофея была хроническая проблема с желудком. Павел советовал ему больше не пить воду. В те дни у иудеев под домами находились резервуары с водой, чтобы хранить дождевую воду или воду, полученную из другого источника. В этой воде размножались бактерии и делали её негигиеничной. Поэтому Павел советовал Тимофею использовать немного вина (1 Тим. 5:23). Вино обладает согревающим эффектом и помогает кровообращению. У Павла был дар исцеления, и он исцелил много больных, но он не исцелил болезнь Тимофея. Тимофей сам был так же одарён, однако он не мог решить проблему со своим желудком. Бог не дал слова. Тимофей мог сказать: «Неважно, пью я воду или вино».
Нет! Это было бы искушением Бога. Он не мог пить воду из глиняного резервуара. Когда мы полагаемся на Бога и искушаем Бога, внешне это может выглядеть одинаково. Разница в том, есть у вас слово Божье или нет. На первый взгляд, встать и пойти с Божьим словом — это то же самое, что и встать и пойти без Божьего слова. Но встать и пойти без Божьего слова — значит искушать Бога. Если я исхожу из того, что Бог может исцелить меня, я искушаю Бога. Но если у меня есть Божье слово, мне не нужно волноваться о правилах гигиены. Если у меня нет Божьего слова, я не должен идти вразрез с природным законом. Посмотрите на человека с высохшей рукой. Поскольку Господь сказал ему слово, он не ждал, пока у него изменятся симптомы, чтобы поверить в свое исцеление. Он мог игнорировать симптомы. Господь сказал ему протянуть руку, и он просто протянул руку. На слово Господа можно положиться, а на симптомы — нет. Парализованный не ждал, пока он станет сильнее, чтобы взять свою постель и пойти. Господь сказал ему взять свою постель и пойти, поэтому он взял ее и пошел. Когда у вас есть Господне слово, вам не нужно проверять свой пульс или смотреть, ушла ли температура. Если нет Божьего слова, нужно следовать правилам гигиены. Но если у вас есть Божье слово, вы можете позволить себе впадать в крайности и не бояться ничего».
Затем Вочман Ни привёл следующее свидетельство о том, как он был исцелён:
«Я был болен. Затем однажды Бог послал свое слово, чтобы исцелить меня. Я знал лишь то, что мне следует заботиться о Божьем слове, а не о своих симптомах. Если Бог сказал, что я исцелён, тогда Его слово остановило мою болезнь. Если вы продолжаете смотреть на свою болезнь, Божье слово теряет свою действенность. Меня не радовало, когда моя температура падала, и я не нервничал, когда она росла. Мои глаза были обращены не на температуру, а на Божье слово. Высокая температура или низкая, хороший анализ крови или нет, это не Господь. Только Господь есть Господь. Научитесь смеяться над температурой. Неважно, высокая она или низкая. Научитесь доверять Божьему слову, а не симптомам. Только Божье слово действительно, симптомы — это ложь. Когда Бог говорит, что всё кончено, то всё кончено. Если у вас в мокроте кровь, наверное, Бог проверяет вашу веру. Научитесь доверять Божьему слову, а не симптомам, и симптомы изменятся. Поначалу я тоже не мог поверить, что был исцелен, потому что у меня не было Божьего слова. Но однажды слово Божье пришло, однако мои симптомы по-прежнему были очень серьёзными. Но я встал и сказал: «Господь, запрети этим симптомам, если они ложные». Час или два спустя болезнь ушла.
У меня были проблемы с легкими, проблемы с почками, проблемы с печенью и проблемы с сердцем. В 1923 году у меня был перитонит. Больше месяца я лежал в постели. Мне было больно дышать. У меня была высокая температура, и я сильно страдал. Брат Мяо попросил святых прийти ко мне и помолиться за меня. Когда он молился, я ничего не чувствовал. Однако, когда молилась одна сестра, госпожа Барбер, сказав: «Никто не может славить Тебя в могиле. Если наш брат умрёт, он не сможет славить Тебя», мое сердце почувствовало облегчение, хотя у меня по-прежнему была высокая температура и сильная боль. Когда наступил день, я встал и пошел в Лосин-пагоду, чтобы редактировать очередной номер журнала «Христианин». Если у вас нет Божьего слова, вы должны заботиться о своём теле. Но если у вас есть Божье слово, вам следует игнорировать симптомы. Относитесь к симптомам как к искушению и лжи. Не держитесь за симптомы, отходите от них.
Некоторые болезни исцеляются немедленно, некоторые — нет. Когда однажды я болел, я попросил Господа исцелить меня. Господь сказал: «Исцеление не будет быстрым, но Моей благодати достаточно для тебя». Затем Господь показал мне кое-что. Лодка, плывущая посреди реки, подошла к большому камню и не могла плыть дальше. Господь спросил меня: «Убрать ли Мне камень, чтобы ты прошел дальше, или Мне поднять уровень воды, чтобы ты пошел дальше?» В этот момент мне стала ясна воля Господа, и я сказал: «Господь, я не прошу Тебя устранить проблему; я прошу увеличения Твоей благодати».
В мире нет болезни, которую христианин не может победить. Если у вас есть слово Господа, не беспокойтесь из-за симптомов. Верьте, что Бог верен. Укрепляйтесь, соприкасаясь с Божьим словом, а не ища удаления симптомов. Вам также не нужно бояться, что симптомы станут препятствием. Хотя камень не удален, уровень воды будет увеличен, не немного, а сильно. Таков наш путь.
В заключение можно сказать, что следует запомнить три вещи: 1) если вы действуете без Божьего слова, вы искушаете Бога; 2) если у вас есть Божье слово, не смотрите на симптомы; 3) если слово Божье не исцелит вас немедленно, тогда Его благодати будет достаточно для вас. Он никогда не хотел, чтобы мы болели и испытывали нехватку достаточной благодати. У Павла была немощь, однако он работал больше, чем все остальные. Болезнь никогда не останавливает работу. Научитесь отдавать себя истинному и верному Господу».
За месяц до прихода на обучение в Кулине меня рвало кровью, и я был в Шанхайской больнице. Когда кровотечение прекратилось, я поехал в Кулин. Вот почему я задал вопрос о возвращении симптомов после исцеления. После того как я получил помощь и водительство брата Ни, Господь показал мне, что во вселенной есть только две действительные вещи: Бог и Его слово. Всё остальное — ложь. Поскольку у меня было Божье слово, я был исцелен, а поскольку я был исцелен, мне не нужно было беспокоиться о симптомах. Поскольку слово Божье пришло, любые симптомы были ложью. Я благодарю Бога за то, что начиная с июня 1948 года до сегодняшнего дня в 1991 году, сорок три года, меня никогда не рвало кровью, не было даже и следа этого. Симптомы полностью исчезли. Слава Господу!
Впечатлен Вочманом Ни
Всякий раз, когда Вочману Ни задавали вопрос, его ответ всегда был практичным, по существу, ясным, полным помазания и наполненным светом. Он вел себя совершенно нормально и открыто, и он был очень доступным для общения. У него была большая способность и широкое сердце. В духовных вещах он достиг вершин и коснулся глубин. Что касается Божьего принципа и цели, он был очень богат в понимании и переживании. Его часто неправильно понимали и о нём плохо говорили, но он никогда не пытался объяснить или оправдать себя. Однажды, когда его спросили, почему бы не попробовать объяснить, чтобы избежать непонимания, он ответил: «Братья, если люди доверяют нам, не нужно ничего объяснять, если же люди не доверяют нам, бесполезно что-либо объяснять». Он не только не объяснял ничего и не оправдывался, когда на него клеветали за его спиной, но он даже не спорил и не рассуждал, когда его упрекали в лицо.
Он пренебрегал богатством. Через его руки проходили значительные суммы денег. Ему доверяли большие суммы для распределения в Господней работе, и он заработал большие деньги в своём бизнесе. Однако, получая их одной рукой, он раздавал их другой. Однажды он сказал: «Я уверен, что среди соработников в Китае я единственный, кто чаще всего тратит последний доллар». Это было действительно так. Все, кто был близок к нему, знали, что часто он оставался с пустыми руками, не оставляя ничего для себя. Но для Господней работы и нужд церкви он был готов отдать все.
Доктор Чен Юлан, близкий товарищ
Впечатление о Вочмане Ни
Вочман Ни прибыл в Чунцин 6 марта 1945 года и через три дня он посетил пир любви, на который его пригласила церковь в Чунцине. Он жил у меня в доме десять дней, и мы продолжали видеться около года. Позже он переехал в место, называемое Маленький Лункан. Некоторые из нас приходили к нему домой раз или два в неделю для общения. Это продолжалось около шести месяцев. Я всегда готовил вопросы и задавал их один за другим. Его ответы решили много проблем. От него всегда оставалось сладостное впечатление, однако у нас никогда не терялось чувство уважения. Его отношение было мягким и кротким, а его слова — полными помазания. В разговоре с ним не было никакого ощущения дистанции, было лишь ощущение орошения и снабжения. Часто его окружали семь или восемь братьев и сёстер, говоря и задавая вопросы в течении несколько часов, но он никогда не выказывал усталости. Его слова и поведение оставляли незабываемое впечатление.
О духовном наставлении
Он рассказывал нам, что ещё будучи студентом, он еженедельно ходил к Маргарет Барбер за упрёками. Когда его не за что было упрекнуть, она задавала вопросы, пока не находила какую-нибудь вину, а затем упрекала его. Он сказал, что благодаря этому он получил отличное духовное наставление.
Однажды Вочмана Ни упрекал один работник. Этот работник показывал пальцем и стучал кулаком, упрекая Вочмана Ни почти четыре часа. В один момент соседи, которые считали, что работник был не прав, решили вмешаться. Но Вочман Ни спокойно сидел на стуле, держа газету, не меняя выражения, как будто ничего не происходило. Иногда, когда его упрекали, он кивал головой. Когда я увидел это, я не мог этого понять. Теперь я знаю, что он получал дисциплинирование из Божьей руки и подчинялся этим обстоятельствам, которые допустил Бог.
Часто Вочман Ни мог внезапно поднять глаза, посмотреть на небо и сказать: «Он — Бог». Это указывало, что любые обстоятельства находились под Божьим всевластным устроением и что он был готов принять их и подчиниться.
Вочман Ни необычно относился к тем, кто наносил ему урон и причинял боль. Однажды он сказал: «Братья, совершающие проступки, подобны маленьким детям, которые упали в грязную яму. Их одежда и волосы запачкались. Но искупайте их, и они снова будут чистыми. В будущем все братья и сестры будут прозрачными драгоценными камнями в Новом Иерусалиме».
В Чунцине братья попросили его участвовать в Господней трапезе. Однако он не стал причащаться хлеба или чаши, он просто сидел и молча молился. Он объяснил это так: «Проблема с церковью в Шанхае еще не разрешена, поэтому я не могу преломлять хлеб здесь». Я спросил его, когда он возобновит своё служение, и он ответил: «Это невозможно».
Что касается Господнего водительства в работе, Вочман Ни обладал очень тонкой проницательностью и был быстрым в принятии решений. Объясняя, почему это так, он сказал: «Если я не прав, Господь использует стену и осла, чтобы остановить меня, как он сделал с Валаамом». Это отношение указывает, что Вочман Ни всегда подчинялся дисциплинированию Святого Духа.
О христианской жизни
Однажды Вочман Ни наставлял некоторых из нас: «Христиане должны избегать системы христианства. Гораздо важнее разделаться с системой, чем с посвящением. Бесполезно посвящать себя, находясь в системе». Когда его спросили, позволительно ли играть в карты не на деньги, он ответил: «Для христианина нет абсолютного правильно или неправильно. Возможно, для одного это нормально, а для другого то же самое — ненормально. Правильное или неправильное для христианина зависит от уровня жизни, которого он достиг; уровень жизни отражается в том, чего он не может делать».
Молитва и общение с Господом
Вочман Ни молился медленно, слова медленно выходили из его уст по одному или по два. Когда я был в Чунцине, я непроизвольно перенял его вид молитвы. Молясь так, я почувствовал присутствие Господа, пребывающего со мной. Каждое слово было направлено к Господу, и слова били ключом изнутри. Позже один ведущий брат упрекнул меня за эту практику и сказал мне, что не следует копировать молитву другого, поэтому я прекратил так молиться. Однако до сегодняшнего дня, когда я молюсь наедине, я по-прежнему молюсь так, изливая Богу по одному или по два слова. Молясь так, намного легче коснуться помазания.
В отношении того, как поддерживать общение с Господом, Вочман Ни использовал следующий пример: «Представьте себе поезд, который едет из Сычуаня в Куньмин. Он должен проехать через много туннелей. Иногда он едет во тьме, а иногда — в свете. Переживание общения христианина с Господом такое же. Если он во тьме, ему следует исповедать свой грех. Если нет ощущения греха, он должен использовать свою волю, чтобы продолжать общение».
Зрелость в жизни
Что касается зрелости в жизни, Вочман Ни говорил следующее:
«Чтобы жизнь созрела, требуется время. Молодые люди не могут быть по-настоящему зрелыми, я не беру в расчёт их самомнение. Зрелость относится к увеличению способности. Вы должны позволить Богу дать вам время безмерных страданий, тогда ваша способность увеличится. Некоторые могут страдать из-за потери пяти долларов, но никогда не будут страдать из-за потери пяти тысяч. Кто-то может простить других два или три раза, но на пятый раз у него трясутся руки. Съев плод, можно обнаружить незрелый он или спелый. Незрелый плод на вкус кислый и горький, а также он крепкий и твердый. Только спелый плод сладкий и вкусно пахнет. У мадам Гийон был аромат зрелости. Она была учителем для пожилых и другом для детей. Христианская жизнь растет естественно. Это не как искусственное созревание, как созревание бананов при умеренном тепле. Сын Человеческий пришёл, чтобы есть и пить. У некоторых людей еда и питье изобличает их настоящее состояние. Жизнь не приходит как результат духовного взращивания. Если у вас есть Дух, ничего взращивать не надо; если у вас нет Духа, вы не можете ничего взращивать. Лилии распускаются и у птиц растут перья довольно непроизвольно. Им не нужно «взращивать» перья. Взращивание лишь производит «святого» согласно представлению мира, оно не может произвести действительного христианина. С отрицательной стороны, достаточно иметь печать креста. Не нужно бороться, чтобы приносить плод. Борьба только откладывает рост жизни, она не может ускорить его. Нам очень важно принять Божье устроение в обстоятельствах. Это устроение — дисциплинирование Святого Духа. Если мы избегаем Божьего устроения хоть один раз, значит мы теряем возможность увеличить свою способность. Это продлит время, необходимое для созревания жизни в нас, и от нас даже потребуется восполнение этого урока, чтобы достичь зрелости. Верующий никогда не сможет остаться тем же, пройдя через страдания. Или у него увеличится способность, или он еще больше ожесточится. Вот почему, когда верующие проходят через страдания, они должны понимать и обращать внимание на то, что зрелость в жизни — это общая сумма получения дисциплинирования Святого Духа. Люди могут увидеть человека зрелого в жизни, но они не могут увидеть накопленное дисциплинирование Святого Духа, которое этот человек получал тайно день за днём на протяжении многих лет».
Несколько духовных высказываний
Однажды Вочман Ни сказал: «Чем ниже мы положим вещь, тем в большей она безопасности. Безопаснее всего поставить чашку на пол». Он имел в виду, что чем больше работник Господа смиряет себя, тем в большей он безопасности. В другой раз он сказал: «Если крест не „запечатан от воздуха», его унесет ветром». Это означает, что когда вы несёте крест, вы не должны раскрывать этот секрет другим. Стоит вам сказать, через что вы проходите, как значение креста исчезает.
У него было ещё одно высказывание: «Некоторые падают, но падают на верхнем этаже, в то время как другие стоят, но стоят на нижнем этаже. Стоящие на нижнем этаже не должны смеяться над теми, кто падает на верхнем».
В отношении увещевания кого-либо брат Ни сказал: «Возможны два результата: 1) человек, которого вы увещеваете, будет восстановлен или 2) он ожесточится. Правильным было ваше увещевание или нет, определяется не по виду человека, которого вы увещевали. Если, отвергнув ваше увещевание, он окажется во тьме, это доказывает, что оно было правильным. Но если он отвергнет ваше увещевание и по-прежнему продолжит общение с Господом, это доказывает, что ваше увещевание было неправильным».
Однажды он сказал мне: «Если какие-то нищие спят под навесом и ты разбудишь их, угости их супом, затем благовествуй им. Тогда ты наверняка коснешься помазания внутри». После переезда на Тайвань, я познакомился с племянником Вочмана Ни, Суфу. Он сказал мне, что в детстве видел, как его дядя встретил группу кули, сидящих на корточках вокруг азартной игры. Вочман Ни тоже сел на корточки рядом с ними и стал говорить и смеяться. Он действительно становился всем для всех, чтобы приобрести некоторых.
Его житие
Наблюдая за образом жизни Вочмана Ни, я чувствовал, что он постиг то, как изобиловать и как терпеть недостаток, и что во всяком деле и во всех обстоятельствах он постиг секрет. Когда он впервые приехал в Нунцин, он жил в маленькой квартире, где были только кровать и стол. Когда к нему приходили, деревянные ступени качались и сильно скрипели. Позже он переехал в здание своей фабрики, и ничего не изменилось; его отношение было таким же, как и раньше. Что касается еды, иногда он ел только хлеб и воду, и иногда он наслаждался изобильными пирами любви. Такое впечатление, что ему были безразличны все эти вещи в его жизни.
Элизабет П. Радемахер, западная миссионерка
Прошло сорок восемь лет с тех пор, как я видела Вочмана Ни в последний раз. Это было в феврале 1943 года, когда Америка воевала с Японией. Большинство иностранцев, живших в Международном поселении в Шанхае в Китае, находились под юрисдикцией японцев. За один день до того как меня интернировали вместе со многими другими американцами (мои соработники были англичанами) в дверь вошел Вочман Ни, не предупредив, как он обычно и делал, посещая нас, четырёх иностранцев. После того как мы поели и насладились сладостным общением, он дал мне небольшую бутылочку без этикетки с высококонцентрированными витаминами, которые производили Лаборатории Си-Би-Си, со словами: «Принимайте по капле в день». Какая предусмотрительность и забота о маленькой сестре, которую собирались посадить в тюрьму на неопределённое время.
Когда я впервые услышала имя Вочмана Ни в 1934 году, я ничего не знала о нём. Я представляла себе пожилого человека с длинной седой бородой! Я практически не понимала, что он был ненамного старше меня — в то время ему было где-то около тридцати. Несколько лет спустя я впервые увидела его на Хатонроуд, куда я вместе с пожилой миссионеркой иногда приходила на Господню трапезу и на особые собрания.
Обитание Духа внутри
В начале 1938 года Вочман Ни проводил изучение Библии с церковью в Шанхае, на котором он говорил о Святом Духе. Поскольку у меня было пятидесятническое прошлое, я была запутана и разочарована. Я хотела услышать, что он скажет, надеясь получить ответы на некоторые сложные вопросы. Например, почему в жизни многих, исповедовавших, что они получили излияние Духа и имели проявления этого, было так много противоречий? Где было их благочестивое житие? Почему я жила побеждённой жизнью?
Слово, которое Господь сказал мне через Вочмана Ни, произвело переворот в моей жизни. В тот вечер, когда он сказал, что Иисус стал Духом, чтобы жить в нас, надо мной воссиял свет. Раньше казалось, что Господь был далеко от меня; теперь Он был реален внутри. Это решило мою основную проблему. Теперь я могла найти Его в своем существе. Более того, я увидела, что работа Святого Духа имеет два аспекта. Есть внешний аспект с дарами и проявлениями, но, что более важно, есть и внутренний аспект — внутреннее наполнение, которое преобразовывает жизнь.
Он использовал полезную иллюстрацию, которая оставила неизгладимое впечатление: если тяжело нагруженная машина едет с ненакачанными шинами, возможно, эта машина попадет в аварию. Это подходящая картина того, кто переживает много излияний Духа без соответствующей работы Духа внутри. Я поблагодарила Бога за то, что не попала в аварию. Теперь я поняла, почему многие мои знакомые в конечном итоге обесчестили имя Господа.
В другой раз он приводил свидетельство о девушке, которую он любил и которую он оставил ради Господа. Он процитировал Пс. 73:25 — «Кто есть у меня на небе, кроме Тебя? / И помимо Тебя я ничего не желаю на земле» — и сказал, что это стало его действительностью. Это свидетельство поразило меня. Я никогда не слышала и не встречала никого, кто бы мог честно сказать подобное.
Царство
Изучение Библии закончилось, но Господь не закончил работать надо мной. В воскресенье вечером перед отъездом Вочмана Ни в Гонконг и Англию мы вшестером собрались у камина в доме миссионерской пары. Раньше мы уже встречались таким неформальным образом. Обычно приходило много иностранцев, мы ели и общались вместе, жадно слушая Вочмана Ни, когда он говорил на беглом английском о царстве или как он отвечал на вопросы, относящиеся к его сообщениям о Святом Духе. Однажды у меня появилось глубокое внутреннее чувство: здесь с нами разговаривает Бог!
Это была его последняя возможность поделиться своей заботой перед отъездом за границу. Он обратился к нам с такими словами: «Я хочу сказать ещё кое-что о царстве. Господу нужны глашатаи царства». В этот момент со мной что-то произошло, и Вочман Ни, увидев это, сказал: «Не бойтесь, госпожа Пек». Просто посредством силы Господнего говорения я изменилась и стала другим человеком. Слава Господу за такого верного, смиренного и доступного Его служителя.
Другие воспоминания
Есть ещё другие воспоминания практических и внимательных выражений любящей заботы: день, когда Вочман и госпожа Ни принесли шёлковые стёганые одеяла для нескольких миссионеров; несколько приглашений в их дом на вкусные ужины, где подавались лакомства из Фучжоу; разговор после серьёзного неправильного решения, принятого мной, и утешающий ответ: «Иногда даже наши ошибки являются правильными».
В период между 1940-м и началом 1943 года произошли перемены в церковной жизни. Мы начали встречаться в маленьких группах в различных районах города для Господней трапезы и молитвенных собраний. Вочман Ни обычно говорил в воскресенье утром, в среду вечером и иногда для новых верующих в пятницу вечером, а также во время особых конференций. Я помню, что он часто говорил о Маргарет Э. Барбер, благодаря которой он получил много помощи в начале своей христианской жизни. Говорение Слова было животворящим, и многие впечатления внедрялись так глубоко, что становились незабываемыми.
Вот один пример — его комментарий к Рим. 12:1-2: «Божья воля не предназначена для тех, кто не был посвящён. Весь вопрос в том: какой я. Достоин ли я знать его волю? Всё благое — это не обязательно воля Божья, но Божья воля — это всегда благо». А вот его слово новым верующим: «Спасение без посвящения подобно железной дороге с одним рельсом. Чтобы продвигаться вперед по духовной дороге, нам нужны оба». А также его слово о Ин. 14:6: «Сколько вы знаете истин, которые освободили вас? Истина — это Христос, поэтому если истина для вас — это только „истина“, этого недостаточно».
Одно сообщение о Божьей воле переполнило меня. Оно показало Божью волю от вечности в прошлом до вечности в будущем. По сути, он сказал следующее: «В начале была только одна воля — Божья неоспоримая воля. Затем Сатана пал, и во вселенной появилась вторая воля — бунтарская воля. Позже Бог сотворил человека со свободной волей, способного выбирать, с кем ему быть единым — с Богом или с Сатаной. В вечности в будущем, после того как Сатана будет низвергнут в огненное озеро, во вселенной будет только одна воля, но воля не такая же, как в начале, поскольку воля Бога и воля человека будут полностью слиты в одну волю.
Уверенность в его водительстве
В один момент в 1942 году служение Вочмана Ни прекратилось. Поскольку мы не всегда знали о его поездках или о его делах в других местностях, поначалу это не показалось нам странным. Проходили недели. Хотя я не знала, что его попросили не служить на Хатон-роуд, у меня появилось чувство какого-то скрытого течения. Затем наступил день, когда иностранцев попросили не приходить на собрания. Было ли это из-за японской оккупации или из-за страха, что нас могут обвинить в шпионаже, я не знаю. Мы всегда радовались, когда Вочман Ни неожиданно навещал нас в те дни. Поскольку в то время он занимался Лабораториями Си-Би-Си, он лично показал нам компанию. Что бы другие ни думали в отношении того времени, когда он «изготавливал палатки», у нас не было ничего, кроме доверия и уверенности в его водительстве. Как мы могли судить его? Именно из-за его верности в следовании за Господом и провозглашения Его Слова, некоторые из нас были приведены в славную церковную жизнь.
Уитнесс Ли, его соработник
Впечатление о контактах
На протяжении всех двадцати пяти лет, в течение которых я знал Вочмана Ни, с 1925 по 1950 гг., на меня производили глубокое впечатление некоторые его качества.
Беззаветность по отношению к Господу
Он любил Господа первой любовью. Для него Господь был первым во всём. Он никогда не шёл на компромисс, когда дело касалось Господних интересов, а также он не жертвовал никакой истиной ради удобства. Он также никогда не следовал за Господом наполовину. Его преданность Господу была беззаветной.
Хорошая уравновешенность
В знании Библии и в своей церковной практике он был очень хорошо уравновешен. Он не следовал за какими-либо учениями или практикой неуравновешенным образом, как это делают многие христиане в деноминациях. Он часто сравнивал одну точку зрения в отношении той или иной вещи с другими точками зрения, чтобы быть сохранённым и не впасть в крайность. В своей повседневной христианской жизни он практиковал тот же принцип.
Всеобъемлемость
Читая многие классические христианские книги, он усвоил много хороших духовных положений от разных христианских групп, собрав их в практику церковной жизни. Он никогда не отвергал хорошее христианское положение только потому, что оно пришло из неправильного источника. Он даже выбрал несколько положительных моментов из крайнего пятидесятничества. Так он смог принести в сегодняшнюю практику церкви все богатства, которые Христос дал Своему Телу за прошлые века. Благодаря ему теперь мы способны участвовать во всех этих богатствах в поместных церквях не узким образом, не путем сектантства, а всеобъемлющим образом.
Знание Библии
За всю свою жизнь я не встречал ни одного человека, который бы знал Библию так глубоко, как Вочман Ни. Он получил много помощи от лучших христианских авторов в прошлых веках, но он также стоял у них на плечах, увидев из Писания больше, чем они. Он знал не только букву Библии, но и дух Библии. Он проник в глубины и коснулся духа Писания. Его знание Библии было наполнено светом и пропитано жизнью. У него был не только объективный взгляд на Писание, но и субъективное переживание Божьего Слова.
Знание Господа
Он был по-настоящему человеком Божьим, знающим Господа полностью. Он знал Господа в Его делах, а также в Его путях. Он знал Господа не только согласно Его любви, милости, благодати, праведности и святости, но и согласно Его вечному замыслу и Его нынешнему домостроительству. У него было и полное, объективное знание, и живое, субъективное переживание Господа. Он знал Господа лично, а также в церкви, в Его Теле.
Знание жизни
Он знал, что Господь как животворящий Дух живёт в его духе, и он знал, как упражнять свой дух. Он на практике осуществлял отвержение разума, чувств и воли своей души, а также он практиковал поведение и поступки в духе. Так он жил Господом как своей жизнью. Он мало беспокоился о работе; он постоянно заботился о жизни больше, чем о работе. Он постоянно говорил, что работа должна быть проистечением жизни. Его служение было не служением работы, а служением жизни. Он уделял больше внимания тому, чем он был, чем тому, что он делал. Он был действительно человеком жизни.
Знание церкви
Он ясно увидел, что церковь как Тело Христово является выражением Христа, а Христос является жизнью и содержанием церкви. Он также увидел, что церковь может быть практичной лишь при наличии поместных церквей. Он увидел, что только церкви в местностях могут осуществлять Божий вечный замысел по созиданию церкви таким образом, что ворота ада никогда не одолеют ее. Он полностью понимал, что восстановление надлежащей церковной жизни на надлежащей почве — это Божье нынешнее домостроительство. Он не просто учил доктринам о церкви. Он получил полное откровение из Нового Завета не только в отношении содержания и действительности церкви, но и в отношении практичности церкви. На протяжении всех лет своего служения он подчёркивал не только переживание Христа, но и практику церковной жизни. Его видением был не только Христос, а Христос и церковь. Христос был его жизнью, а церковь была его житием. Он страдал за церковь больше, чем за Христа. Гонения, которые приходили к нему от деноминаций, приходили в основном из-за того, что он делал акцент на церкви. У него была забота осуществлять своё видение практичности церковной жизни. Он хотел увидеть поместную церковь в каждом городе Китая.
Дар веку
Я считаю Вочмана Ни уникальным даром, данным Главой Своему Телу для Своего восстановления в этом веке. Я всецело уважаю его как такой дар. У меня есть полная уверенность и убежденность, что это было от Господа, что я последовал за этим даром для Господних интересов в Его нынешнем движении на земле. Я не ощущаю никакого стыда, когда говорю, что следовал за человеком, человеком, который был уникальным даром и провидцем божественного откровения в этом веке.
Я более чем благодарен Господу за то, что сразу же после спасения я был приведен в такое полезное общение с Вочманом Ни и вступил с ним в тесные взаимоотношения в работе Его восстановления благодаря многим событиям за столь долгий период времени. Откровения о Христе, церкви, духе и жизни, которые я увидел благодаря Вочману Ни, вливание жизни, которое я получил от него, и всё усвоенное мной в отношении работы и церкви потребуют вечности, чтобы оценить их истинную ценность.